Председатель ФОМС Илья Баланин выступил на сессии «Инструменты финансовой стабильности системы здравоохранения» конгресса «Национальное здравоохранение-2023»

2023-12-07

Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Илья Баланин в рамках 2-го Национального Конгресса «НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2023» представил основные параметры Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые будут являться основой работы на 2024 год.

Формируемые ресурсы системы ОМС напрямую зависят от прогнозных параметров социально-экономического развития Российской Федерации. Минздравом России и Федеральным фондом ОМС принимаются максимально возможные меры по увеличению объема средств, направляемых на оказание медицинской помощи, обеспечивающих ее качество и доступность.

Общий объем доходов бюджета ФОМС на 2024 год планируется в размере 3,7 трлн. рублей. Расходы бюджета ФОМС запланированы на 2024 год в объеме 3,9 трлн. рублей. С 2020 года ресурсы бюджета возрастут более чем на 1 трлн. рублей, что способно обеспечить выполнение социальных обязательств, планируемых в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в расширяющихся масштабах. На реализацию базовой программы ОМС в субъектах Российской Федерации в 2024 году будет направлена субвенция в размере 3,1 трлн. рублей с наибольшим ежегодным приростом за последние годы – на 13,6%.

Также основным элементом в структуре расходов Фонда финансирование федеральных медицинских организаций. Значительный рост затрат (на 13,6%) на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС федеральными медицинскими организациями обусловлен увеличением доли высокотехнологичной медицинской помощи и доли сложных, тяжелых случаев лечения в общем объеме медицинской помощи, оказанной такими организациями. Одним из немаловажных элементов структуры расходов ФОМС является оплата высокотехнологичной медицинской помощи вне базовой программы ОМС.

С 2017 года Федеральным фондом ОМС осуществляется прямое финансирование федеральных клиник (с 2020 года – также и частных медицинских организаций) для оказания высокотехнологичной медицинской помощи вне базовой программы ОМС, которая включает в себя наиболее сложные, дорогостоящие и менее растиражированные методы ВМП для лечения тяжелых заболеваний.

Кроме того, в структуре расходов бюджета Фонда выделен нормированный страховой запас, запланированный на:

- оказание медицинской помощи застрахованным лицам в новых регионах;

- устранение кадрового дефицита;

- стимулирующие выплаты за выявление онкологических заболеваний;

- развитие ГИС ОМС.

Для обеспечения финансовой устойчивости необходимо разумно и эффективно использовать доступные ресурсы. Это подразумевает ясное определение приоритетных направлений развития и расходования средств, чтобы удовлетворить требования и потребности наиболее важных областей.

2024 год год будет отмечен самым значительным увеличением субвенции за 5 лет + 373,3 млрд рублей, которое обеспечит:

- целевые показатели по заработной плате с учетом доли средств ОМС в общем фонде оплаты труда;

- увеличение остальных расходов медицинских организаций на индекс потребительских цен.

Решением Правительства Российской Федерации в расчет субвенции введен новый коэффициент доступности медицинской помощи, который учитывает особенности регионов с низкой плотностью населения и наличием труднодоступных и отдаленных местностей. Введение нового коэффициента обеспечивает увеличение субвенции в 2024 году на 22,4 млрд рублей и выравнивает распределение субвенции по регионам с учетом указанных особенностей. Это регионы Северо-Западного, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов. Помимо этого, ежегодно принимаются дополнительные меры по стабилизации финансового обеспечения системы ОМС.

На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция в базовой программе ОМС, где основной акцент делается на приоритетном развитии и улучшении медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторных условиях. В 2024 году ожидается сохранение данного тренда. Основное внимание и ресурсы будут направлены на развитие и модернизацию амбулаторных учреждений, чтобы обеспечить населению широкий доступ к высококачественной медицинской помощи вне стационарных условий. Для этих целей финансирования амбулаторного звена увеличено на 176,9 млрд. рублей (или около 17 %). Доля расходов на скорую медицинскую помощь, а также медицинскую помощь, оказываемую в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, осталась примерно на уровне 2023 году. При этом обеспечен рост финансового обеспечения на указанную медицинскую помощь.

В Программе госгарантий для исполнения национального проекта «Здравоохранение» заложено прохождение профилактического медицинского осмотра или диспансеризации 70% населения. Программой предусмотрено выравнивание подушевых нормативов финансирования для городских и сельских медицинских организаций, что также окажет значительное влияние на стабильную работу сельской медицины. Нормативы финансовых затрат на профилактические осмотры и диспансеризацию увеличены и включают в том числе дополнительное исследование на антитела к вирусу гепатита C и профилактические мероприятия для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин.

В настоящее время бюджет Фонда является главным средством финансового обеспечения задач и функций государства в сфере обязательного медицинского страхования и здравоохранения в целом. Он играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и устойчивости системы здравоохранения. Для каждого гражданина Российской Федерации обеспечена равная доступность бесплатной медицинской помощи.

К списку новостей